Команда Зе готовит тотальную чистку получателей субсидий. Проверят счета, проследят за поездками, вскроют реестры

Тотальные проверки получателей льгот и субсидий, которые прежняя власть поставила на поток (за прошлый год субсидиантов, по данным Госстата, стало меньше на 25,8%), взяли на вооружение и в команде Зеленского. 

В парламенте зарегистрирован законопроект №1231 “О верификации и мониторинге государственных выплат”. С учетом скорости его продвижения в Верховной Раде (2 сентября подан в парламент, а 4 сентября – определен президентом как безотлагательный и направлен в профильный комитет), не исключено, что примут его максимально оперативно – еще до начала нового отопительного сезона.

Документ предусматривает три этапа проверок претендентов на государственные деньги (начиная от пенсий и заканчивая субсидиями и различными доплатами). При этом чиновники смогут собирать полные досье на украинцев, включая выписки из банковских счетов и перечень всего имущества. А неправомерно полученные средства придется вернуть в бюджет.

Интересно, что в январе этого года Кабмин Гройсмана уже регистрировал проект под таким же названием и с похожим содержанием. Но до его рассмотрения дело так и не дошло, что вполне понятно с учетом приближающейся предвыборной кампании. А в конце прошлого месяца проект отозвали, буквально через несколько дней заменив его новым.

Теперь же, имея монобольшинство, Зе-команда может запустить процесс тотальной чистки получателей субсидий.

“Страна” разбиралась, как будут давать субсидии и помощь по новым правилам.

Подчистили старые ошибки 

Первоначально идея запустить конвейер верификации осенила Минфин. В прошлом году ведомство разработало критерии выделения компенсаций по коммуналке, согласно которым, на деньги уже не могли претендовать владельцы новых авто, граждане, делающие дорогие покупки и др. Причем постоянно появлялись новые нюансы, скажем, выяснилось, что отдельно оформлять субсидии не могут супружеские пары, если они живут отдельно, но официально не в разводе.

Минфин также оставил за собой право запрашивать информацию о гражданах в других ведомствах и организациях, включая банки. В бюджетный кодекс была заложена норма о том, что Минфин “имеет право на бесплатное получение информации, содержащей персональные данные, и на доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных госорганов”.

Что не понравилось Конституционному суду, который и заблокировал начинания Минфина осенью 2018 года. “Исключается даже минимальная защита субъекта персональных данных, не обеспечивается предсказуемость применения указанных положений Кодекса”, – сказано в решении КС.

Минфин провел работу над ошибками, и в мае этого года Кабмин утвердил новый порядок верификаций, которым переложил полномочия по контролю за получателями на местные “органы, осуществляющие государственный контроль выплаты”, а за собой оставил право “рекомендаций”. Кроме того, было сказано о создании некой единой информационно-аналитической платформы, на которой будут собирать данные об украинцах.

Читайте также:  Профілактична робота Захарівського районного сектору з питань пробації із неповнолітніми правопорушниками

Недавно Минфин разработал также проекты, открывающие ему доступ к ряду баз данных – МВД (где есть, в том числе, информация о регистрации авто), Государственной миграционной службы (о пересечении границы, что позволяет вычислить заробитчан), Земельного кадастра (о регистрации участков) и пр. Но после того как в СМИ появились публикации о новом наступлении Минфина на льготников, документы с официального сайта исчезли.

Что, по мнению главы адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислава Кравца, не удивительно, ведь в новых проектах ведомство повторяло все ту же старую ошибку, на которую указал Конституционный суд – добивалось неограниченного доступа к персональным данным, но при этом не гарантировало их сохранности. Что позволило бы снова оспорить такие документы, в случае их принятия, в суде.

В новом законопроекте, по словам Кравца, таких недочетов уже нет.

“Установлена ответственность, хотя пока и декларативная, за сохранение персональных данных. Правда, при этом не совсем четко расписана процедура приостановки выплат на время проверки информации. Конституционный суд в свое время указывал, что нельзя человека лишать соцвыплат, пока не будет доказано, что он не имеет на них права. В новом законопроекте прописано, что на время проверок выплаты осуществляются без учета суммы надбавок, по которым идет верификация”, – отметил он. В то же время, по мнению Кравца, последний вариант верификаций от СН, скорее всего, Конституционный суд устроит.

Как будут проверять 

В новом законопроекте прописано три этапа проверок.

Первый – превентивная верификация. При обращении за помощью будет сформирован запрос к информационно-аналитической платформе. И тут же, в режиме реального времени, можно будет проверить правдивость предоставленных данных и решить, имеете ли вы вообще право на государственные деньги. Или же вас стоит как минимум отправить на дополнительную проверку.

Будет использоваться следующая информация об украинцах: персональные данные (имя, фамилия, дата и место рождения и пр.), паспортные данные, идентификационный код, регистрация места жительства, налоговая информация, данные о банковских счетах и операциях по ним. Эти данные внесут в информационно-аналитическую платформу электронной верификации и мониторинга.

Читайте также:  Профілактична робота Захарівського районного сектору з питань пробації із неповнолітніми правопорушниками

Администратора и порядок администрирования этой базы определит Кабмин.

Второй этап – текущая верификация. Она предусматривает постоянную “слежку” за украинцами Так, будут проводиться систематические проверки информации о получателях (к примеру, как меняется их имущественное положение).

Третий этап – ретроспективная верификация. Такие проверки будут проводить уже по окончанию периода выплат, причем человек будет находиться “под колпаком” у контролеров еще в течение трех лет после получения последней гривни из бюджета. Если за это время обнаружится, что деньги были получены безосновательно – все придется вернуть, добровольно или по суду.

При этом в проекте указано, что проверяющие имеют право на бесплатное получение информации с реестров и баз данных, в том числе информации с ограниченным доступом, а это, собственно, то, чего добивался Минфин.

Для этого предлагается внести соответствующие изменения сразу в несколько законов: “О банках и банковской деятельности”, “О погранслужбе”, “Об обязательном государственном пенсионном страховании”, “О защите персональных данных” и др.

При этом, к примеру, если сейчас в пенсионном законодательстве указано, что документы о назначении или перерасчете пенсии ПФ рассматривает не больше 10 дней, то в новом проекте добавили: этот срок может быть продлен до 30 дней в случае проверки достоверности данных.

А в случае выявления таких данных пенсию будут платить без их учета (то есть, скажем, если подали на перерасчет, но не имеете на него права, то сможете получать лишь пенсию в прежнем размере).

Тут, по мнению Ростислава Кравца, не совсем понятно. То есть человека вроде и не лишают выплат (на недопустимость чего указывал КС), но и не факт, что заплатят. Если, к примеру, выяснится, что на пенсию вообще нет права, что может касаться жителей неподконтрольных территорий.

Чтобы выявлять последних, в закон “О погранслужбе” внесли норму о предоставлении данных по гражданам, которые пересекали границу или въезжали на временно оккупированные территории.

При этом, как считает руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине, по-хорошему нужно собирать такие данные в форме электронного кабинета, к которому имел бы доступ сам получатель, чтобы в случае необходимости подкорректировать или оспорить собранное на него “досье”.

Охота на льготников 

Даже без специального закона о верификации проверки получателей льгот и субсидий идут полным ходом. В Кабмине отчитались: в прошлом году Минфин по результатам мониторинга, дал больше 7,5 млн рекомендаций по проверкам 2,6 млн получателей государственной помощи.

Читайте также:  Профілактична робота Захарівського районного сектору з питань пробації із неповнолітніми правопорушниками

Контролеры вернули в бюджет неправомерно назначенных выплат на сумму свыше 50 млн гривен.

Ярым сторонником верификаций был экс-министр социальной политики Андрей Рева. В интервью “Стране” он говорил, что многие граждане получают субсидии, фактически не имея на них права. Скажем, за коммуналку вполне обеспеченных семей заробитчан, по сути, платят остальные украинцы.

Проблема с “лишними” выплатами действительно есть, – утверждает Андрей Забловский. “Вся система очень коррумпирована, есть схемы с “мертвыми душами”, многие получили статус льготников, фактически не имея на это права. В итоге нарушен принцип социальной справедливости”, – считает Забловский.

В то же время “охота за льготниками” уже привела к тому, что многие украинцы попросту боятся подавать документы на получение помощи.

По данным Госстата, на июль этого года субсидии были предоставлены 254,8 тысячи домохозяйствам, тогда как в июле прошлого года – 641,7 тысячи. Но это не значит, что отказов стало втрое больше. Просто в этом году документы подало 86,7 тысячи семей, тогда как в прошлом – 285,7 тысяч.

Всего за семь месяцев этого года субсидии попросили 2,4 млн домохозяйств, что на 40,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, – отметили в Госстате.

По мнению экономиста Алексея Куща, власти попытаются уменьшить число льготников и субсидиантов в два-три раза, чтобы их получало 5-10% населения, а не до 30%, как сейчас.

В этом плане получатели субсидий – едва ли не наиболее перспективная аудитория для “чисток”, ведь число пенсионеров или многодетных семей особо не сократишь. К тому же субсидии традиционно съедают огромные бюджетные деньги – до 70 млрд гривен в год, а по мере подорожания коммуналки эта цифра может еще больше вырасти.

“Субсидиантов будут срезать и дальше. Уже сейчас их количество не соответствует реальным потребностям. И как результат – рост задолженности по ЖКХ. На 1 июля она составила более 50 млрд гривен. То есть, с одной стороны, государство уменьшит затраты на субсидии,  а с другой – получит увеличение задолженности за коммунальные услуги”, – подытожил глава комитета жилищно-коммунальной инфраструктуры, благоустройства и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко.

strana.ua

Не надоедаем! Только самое важное! Жми! Подписывайся! Поделись! Читай только лучшее!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *